4. Система менеджмента качества (СМК)

Параграф 4 стандарта ISO 9001 "Quality management system" или "Система менеджмента качества" перечисляет общие требования к системе менеджмента качества организации. Раздел содержит всего два раздела:

4.1 General requirements  Общие требования. Раздел описывает в самых общих чертах, что должна сделать организация для того, чтобы СМК соответствовала требованиям стандарта ISO 9001:2008. Однако, в этом разделе есть "изюмина" - особые требования по управлению теми процессами, которые влияют на качество продукции / услуг предприятия, но протекают на базе других предприятий - поставщиков. Это назывется "внешние процессы" или "аутсорсинг".

4.2 Documentation requirements  Требования к документации. Раздел, в свою очередь, содержит 4 пункта. Содержит требования к управлению той информацией, которая закреплена на материальных носителях. Речь идёт о составе и правилах управления документацией. 

Простыми словами про СМК можно сказать так.

Первое. Хорошее управление предприятием начинается с того, что все аспекты его деятельности - и цели, и результаты текущей деятельности, должны быть измеримыми численно или, хотя бы, соотноситься с установленными (не обязательно документированными!) правилами.

Второе. При управлении предприятием любого размера и степени сложности необходимо наладить информационные потоки. Так как люди несовершенны, самую важную информацию необходимо уложить на материальные носители, т.е создать документацию. Все требования уложить в документы, а все свидетельства - в записи. И очень жёстко управлять всеми видами документации, с необходимостью которой мы сами согласились.