Внешние процессы (аутсорсинг)

Раздел 4.1 Общие требования. Внешние процессы (субподрядные процессы, аутсорсинг)

Вторая часть пункта 4.1 начинается со второго абзаца после перечисления. Значимость этой части Стандарта в версии 2008 года значительно возросла. Можно сказать, что это первое из трёх мест стандарта ISO 9001, которого в максимальной степени коснулись изменения (ужесточения), привнесённые версией 2008 года – наряду с п. 6.2.1 и 7.6 (по мнению автора сайта).

Перечень процессов, которые Организацией отнесены к внешним, необходимо, как минимум, перечислить в Руководстве по качеству. Виды управления внешними процессами со стороны Организации могут иметь различные приёмы и глубину. Описание управления каждым конкретным внешним процессом удобно «приписать» к тому внутреннему процессу, который в наибольшей степени связан с аутсорсингом. В различных Организациях к внешним процессам могут быть отнесены, а могут и не быть отнесены одни и те же виды деятельности. Например, для большинства пищевых предприятий процессы, включённые в СМК, заканчивается отгрузкой пищевой продукции оптовым покупателям. Однако, уже растёт число таких пищевых предприятий, которые считают розничную продажу их продукции внешним процессом, так как они заботятся о качестве своей продукции в процессе транспортировки, хранения, перегрузки, фасовки, отпуска своей продукции конечному потребителю, т.е. гражданам – розничным покупателям. Мне рассказывали, что фирма «Балтика» очень жёстко следит за тем, как обращаются с её продукцией оптовики и розничные продавцы. На вокзале одного из городов российской глубинки во время моей очередной поездки я с удовольствием наблюдал, как два импозантных молодых человека проверяли в привокзальном киоске сроки годности бутылок с напитком «Пепси-Кола». Свидетельства несоответствия условиям хранения – бутылки с просроченным относительно маркировки содержимым фотографировались. Вот пример управления внешним процессом «в действии». Я не любитель «Пепси-Колы», но проникся уважением к менеджменту производителей.

Примеры внешних процессов

Сразу надо оговориться, что одни и те же процессы, выполняемые на аутсорсинге по заказу различных организаций, могут быть включены, а могут и не быть включены в состав внешних процессов.

Услуги по метрологическому обслуживанию средств измерений, которые закупает на стороне каждая организация, использующая средства измерения для производства своей продукции. Эта деятельность – внешний процесс, т.к. его результаты напрямую влияют на качество продукции организации (метрология – это пункт 7.6, т.е относится к выпуску продукции). Типичным методом управления этим внешним процессом – это требование в договоре на оказании метрологических услуг предоставить заверенную копию свидетельства об аккредитации учреждения, выполняющего услуги по метрологии.

Кстати, кроме региональных и местных Центров стандартизации и метрологии (ЦСМ), эти услуги оказывают обычно крупные предприятия, имеющую соответствующую аккредитацию, и делают это дешевле. Странно, но я сталкивался с ситуацией (у меня есть документированные свидетельства), когда местные ЦСМ запрещают третьим лицам обращаться за метрологическими услугами к аккредитованным предприятиям, ссылаясь не «ограниченность их аккредитации». Такие попытки ограничить рынок метрологических услуг фактически является преступлением, и должны представлять интерес для антимонопольных служб.

Выполнение спецпроцессов на стороне.

Спецпроцессы (п. 7.5.2 Стандарта), выполняемые на аутсорсинге, практически всегда являются внешними процессами.

Услуги по обучению персонала – не являются внешним процессом, если решает задачи обеспечения компетентности собственного персонала (пункт 6.2 стандарта ISO 9001:2008). Другое дело, если мы закупаем образовательные услуги сторонних организаций для того, чтобы обучать своих коммерческих клиентов, или обучать клиентов в рамках комплексной услуги, включающей, например, поставку оборудования и обучение персонала работе на этом оборудовании. В этом случае это МОЖЕТ рассматриваться как внешний процесс.