8.4 Анализ данных

Точнее можно было бы назвать этот пункт «Анализ результативности процессов».

Этот пункт предназначен не для директора и Службы качества, а для простых владельцев процессов, т.е. руководителей подразделений. Этот пункт часто называют «Анализ результативности процессов». Руководитель подразделения должен сделать анализ имеющихся у него данных. Состав данных, используемых для анализа, состоит из двух групп:
• то, что перечислено в Стандарте и
• те данные, которые они должны определить для себя сами как существенные.

Стандарт не требует документирования результатов этого анализа, но это - типичная «ловушка», каких много в стандарте ISO 9001. Я их называю «ловушка для ленивых». Эти же данные можно интерпретировать как записи по подготовке Анализа СМК со стороны руководства, и от этого эти записи сразу становятся обязательными. Форма - свободная. Однако, после того, как традиция составлять отчёты о РЕЗУЛЬТАТАХ деятельности (а не о деятельности), устоится, можно понемногу начать регламентировать форму отчётов. Иногда сразу регламентируют форму отчётов. Если это соответствует обстановке предприятия – это очень хорошо отражается на качестве управления.
Действительно, эти отчёты потом станут входными данными по пункту 5.6.2. Разница в том, что обычно анализ по 8.4 делают более часто, например, 1 раз в месяц, и анализ СМК со стороны руководства делают обычно 1 раз в год. И в 8.4 не включают анализ результатов аудитов, т.к. руководитель подразделения не может это хорошо и объективно проанализировать.

Ещё одна сторона дела. На каждом предприятии есть система отчётности. При неумелом управлении эту систему отчётности заменяет личное вмешательство директора в каждый производственный вопрос. При зрелой системе управления формируется перечень отчётов, которые составляется на предприятии. Этот перечень – средство защиты и от избыточной отчётности, и  от малой информированности. Для структурирования этой системы отчётности удобно сделать большую таблицу, где указано, какие функции кому должны передать какие отчёты, в каком виде, с какой периодичностью. Составление таких отчётов – это и есть анализ данных о результатах функционирования своих процессов.