Вопрос-ответ 91

"Учебно-деловой центр Вятской ТПП" Алексей Петрович, здравствуйте. Как компетентно оппонировать в разговоре с руководителями компаний малого бизнеса, которые, к тому же, выпускают не одно наименование продукции, а серию. Некоторые убеждены, что СМК нужно только для крупных предприятий, а малые еще не доросли. У нас, действительно, на семинарах были только специалисты крупного и среднего бизнеса. Как завлечь малый бизнес? Более конкретный вопрос: что ИМ даст семинар?

Ответ: 

Для каждой науки надо найти ту сущность, вокруг которой вертится данная наука. На этой единице, в конце концов, и держится вся наука. Например, для химии - это молекула. Для физики - протон, квант, кварк. Для биологии - приспосабливаемость. Вот для нашей науки - СМК, пожалуй, такой единицей тоже может считаться приспосабливаемость, адаптация, изменчивость. Общеизвестно, что предприятия с внедрённой СМК могут гораздо быстрее перестроиться на выпуск другой продукции, освоить другие технологии. Главная причина этого - системно и структурно мыслящий персонал. Персонал, который усвоил, что надо работать не по своим личным правилам, а по правилам, которые выработали и установили технологи и специалисты. То есть по общим управляемым правилам. При смене правил персонал не думает над целесообразностью выполнения новых правил. Он их просто выполняет, так как привык к этому. Кстати, в процессе внедрения СМК бывают и ошибки, и заблуждения. Но исправлять свежие ошибки легче, чем закоренелые. Если на процесс внедрения СМК накладываются другие изменения, вплоть до реструктуризации предприятия, это делается более осмысленно и даёт повод для радикальных улучшений. Так что если кто-то начал создание СМК - пусть не бросает это дело.
На востоке есть пословица: «Тучи проходят - небо остаётся». Кризис пройдёт. Сейчас - самое удобное время для того, чтобы выйти их кризиса не выжившим, а обновлённым предприятием. Больше всего жаль тех руководителей и владельцев, которые чувствуют свою самодостаточность и не хотят улучшений. Но в этих случаях мы бессильны. Только трудности и страдания могут расшевелить спящее сознание, дать шанс для осознания того, что развитие необходимо.

Малым предприятиям эта система даст то же, что и большим. Только разница в том, что на малых предприятиях у директора больше возможностей ЛИЧНО влиять на ситуацию. Особенно если у директора есть харизма, сильная воля и дар правильных решений. А если чего-то из этого нет, то поможет система. На малых предприятиях СМК часто помогает улучшить продажи за счёт того, что отвечающие за это работники лучше проникаются клиентоориентированностью.
И ещё. Иногда возникает проблема передачи бизнеса в руки наследников. Это бывает трудным моментом. СМК облегчает обеспечение этой преемственности.
Но иногда и мне кажется, что малым предприятиям, действительно, это не надо. Особенно, если дела идут хорошо. Поиск новых путей начинается только когда настают трудные времена.
Ещё знакомство с СМК полезно тогда, когда планируется или происходит расширение бизнеса.
С уважением, А.Покровский