Вопрос-ответ

После окончания проекта по внедрению СМК и после получения сертификата ISO 9001 мы не можем определиться с планом развития СМК. Что нам делать дальше?

Ответ: 

«Битва за качество» имеет разные оттенки в зависимости от того, что успела организация сделать, какой прошла путь по пути менеджмента качества.

Этап разработки и внедрения СМК

На этапе создания СМК выполнение требований этого пункта сводится к следующему:

  1. Идентифицированы процессы верхнего уровня, представленные в Руководстве по качеству как «Карта процессов верхнего уровня».
  2. Организационная структура предприятия приведена в соответствие с идентифицированными процессами, либо распределение ответственностей и полномочий в существующей структуре адаптировано или признано соответствующим потребностям процессов.
  3. Существует деятельность (Представитель руководства по качеству и владельцы процессов) по согласованию и актуализации требований к взаимодействию процессов при любых изменениях процессов.

Этап планомерной работы по управлению качеством

Аспект 1. Обеспечение качества

На этапе завершения создания СМК, переходе к планомерному развитию, хорошей практикой является ВЕЛИКИЙ ДОКУМЕНТ, который часто называют «План качества». Составляет его технолог, но при творческом и критическом участии Службы качества, руководителей подразделений. В этом документе перечисляются все контрольные точки – как контроль процессов, так и контроль продукции, как мониторинг процессов, так и мониторинг продукции. Этот тотальный перечень контрольных операций начинается от входного контроля цемента, песка (это контроль продукции), давления природного газа на входе на предприятие, контроля качества форм перед формованием (это контроль процесса) и заканчивается выходным контролем продукции (контроль продукции), контроль качества хранения на складе (качество процесса), контроль качества доставки (качество услуги). В таблице 1 приведена примерная форма такого перечня.

Полезность такой таблицы:

  1. Наглядность для подтверждения наличия контроля качества, для расчётов «затрат на качество».
  2. Планирования усиления, ослабления контроля или смены приоритетов.
  3. Отражение фактов снижения числа контрольных операций, т.е. «затрат на качество» за счёт совершенствования технологий.

Таблица 1. Перечень контрольных операций

Код контр. операции

Процесс / вид продукции (сырья, полуфабриката)

Наименование контрольной операции

Вид контроля (процесс или продукция)

Регламентирующий документ

Выборка, частота контроля

Вид записи, если предусмотрено

Форма мониторинга

Отв. за контроль / мониторинг

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Аспект 2. Менеджмент (улучшение) качества

На этапе дальнейшего развития СМК деятельность, связанная с данным пунктом Стандарта, становится едва ли не самой главной в текущей деятельности Службы качества, ПРК, Высшего руководства компании в части планирования качества. На этом этапе важным элементом деятельности является планирование улучшений, в частности, установление целей в области качества. Тотальную прослеживаемость (от Политики через цели, индикаторы к планам мероприятий по достижению целей) и управленческую прозрачность (декомпозиция по функциям и уровням предприятия) этой деятельности можно обеспечить, применяя в качестве одного из возможных инструментов форму таблицы 2.

Таблица 2. Обеспечение прослеживаемости при планировании улучшений СМК

Положения Политики в области качества

Цели в области качества

Процессы

Технологии, функции

Индикаторы

Критерии результативности на начало планируемого периода

Критерии результативности на момент окончания планируемого периода

Примечания: № внутреннего проекта, Решение, План

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Аспект 3. Поддержание целостности СМК при её изменении

Важной задачей постоянно является поддержание целостности СМК при её изменениях. Планирование изменений можно проводить, используя форму таблицы 3. Часто случается так, что владельцы процессов развивают такую большую активность по изменению документов, что проследить и проанализировать все изменения силами Службы качества сложно. При этом пополнение таблицы 3 может осуществляться в режиме реального времени или с запозданием. В этом случае эта таблица может служить для планирования внутренних аудитов СМК.

Таблица 3. Обеспечение целостности СМК пр её развитии

№ пп

Элемент СМК

Что планируется изменить

С кем взаимодействует

Что необходимо предусмотреть для сохранения целостности СМК

Какие документы потребуют актуализации

Вновь создаваемые (отменяемые) документы

Отв. за выполнение

Примеч

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Внимание! Всегда надо помнить, что степень документирования СМК зависит от многих факторов. В первую очередь, от размера и вида деятельности. Однако, на это оказывает влияние компетентность персонала, особенно – компетентность менеджера по качеству. Стремитесь снижать объём документации, чтобы в документах оставалось только распределение ответственностей, а в записях – результаты достижения по индикаторам в цифровом виде.