Зачем внедрять СМК?

Зачем внедрять Систему менеджмента качества - СМК? 

Для того, чтобы сделать бизнес стабильным и предсказуемым. 

Для того, чтобы сделать предприятие, организацию конкурентоспособным – если это ставится как задача. Причём, для каждого предприятия «остриё пользы» будет своим, не сопоставимым с пользой, полученной от внедрения СМК на других предприятиях. В одних случаях внедрение СМК позволяет повысить управленческие навыки первых руководителей, в других случаях позволяет снизить внутренние потери по разным причинам или увеличить качество своей продукции или услуг.

ВСЕГДА улучшаются продажи – к этому есть множество объяснений, но это – факт. Увеличивается качество персонала на всех уровнях, улучшается работа с персоналом. Улучшается всё, на что направлен фокус СМК. Надо оговориться, что благодатные результаты от внедрения СМК появятся ТОЛЬКО тогда, когда Систему менеджмента качества создают сами работники предприятия, а не «покупают СМК под ключ за три дня», когда работники своими силами создают правила, по которым сами потом работают, а не «покупают комплект готовой документации».

Продажа сертификатов СМК – в основном сертификатов ГОСТ Р ИСО 9001-2008 – это грустная черта нашей российской реальности. Это явление иссякнет по мере того, как Первые Лица Предприятий и их помощники будут глубже вникать в тему, связанную с системами менеджмента качества и другими системами менеджмента. 

Часто путают понятия «Внедрение СМК» и «Сертификация «СМК». Об этом рассказано в отдельной статье на этом сайте «Консультирование и сертификация – разные вещи!». Но вкратце я расскажу здесь. 

«Внедрение СМК» подразумевает выполнение следующих шагов: 

Шаг 1. Принятие решение высшим руководством предприятии о начале работ по СМК.

Шаг 2. Получить общую информацию о системах менеджмента, уяснить последовательность работ.

Шаг 3. Принять решение о способе внедрения СМК. В любом случае «главный герой» этапа – менеджер по качеству, которого надо найти внутри компании.

Шаг 4. Выполнить огромный объём работ по разработке и внедрению СМК в соответствии с выбранным способом и Планом.

Шаг 5. Принять решение, нужна ли сертификация СМК по ISO 9001 или ГОСТ Р ИСО 9001. Выбрать отрган по сертификации и аудитора.

Шаг 6. Пройти сертификационный аудит, получить сертификат ISO 9001 или ГОСТ Р ИСО 9001.  

_______________________

ПОСЛЕСЛОВИЕ. Для предприятия – монополиста СМК не нужна. Например, «ГАЗПРОМ», «РЖД». Они и так всё имеют сполна. Но и они задумываются о хотя бы о признаках порядка внутри своего хозяйства – и в этом уже поможет СМК, хотя бы в усечённом виде.  

Небольшая история № 1 из жизни. В 2006 году меня пригласили в московский офис «Моснергосбыт» рассказать высшему руководству, что такое СМК и стандарт ISO 9001. Главный человек в «Моснергосбыт» назначил встречу на 18.00. Приехал только к 21.00, никак не объясняя своё опоздание. Все остальные руководители этого учреждения ходили вокруг нас, консультантов, изнывая от бессилия и безделья, готовы были испепелить нас за то, что им тоже пришлось задержаться. На доклад «Что такое СМК и какую пользу это может принести для «Моснергосбыт»» мне дали «на всё – про всё» 15 минут. Доклад мой длился 40 минут. По моим ощущениям, мне тогда не удалось сделать руководство «Моснергосбыт» приверженцами системы менеджмента качества. Поэтому, от собственного бессилия, я привёл русскую народную поговорку: «Отольются кошке мышкины слёзы» и пояснил, что монополия на транспорт и распределение электроэнергии скоро закончится, и тогда начнётся конкуренция во всех сферах, где сейчас её нет, например, в сфере сбора платежей за потреблённую электроэнергию. Тогда придётся создавать новые виды деятельности, основанные на тиражировании стандартных услуг – а это сфера, где применение системного подхода благотворно. 

Прошло шесть лет. Недавно я посетил офис нашего условно назовём «Горэнергосбыт» в качестве частного лица – потребителя электроэнергии. Что я увидел нового: удобное время работы офиса без обеденного перерыва, просторные изолированные кабинки для общения с каждым посетителем отдельно, никакой очереди, любезные работники терпеливо дают объяснения, создана система оплаты через Интернет, на стене на видном месте доступна «Книга отзывов и пожеланий», крупным шрифтом указан прямой телефон и ФИО самого большого начальника. В общем, все признаки наличия Системы менеджмента качества (СМК) налицо. И действительно, «Моснергосбыт» внедрил СМК с 2007 года.  

Небольшая история № 2 из жизни. На железной дороге тоже есть признаки создания систем менеджмента, только делается это крайне медленно, по частям. Так сложилось, что я часто пользуюсь услугами компании «ТКС» - во многих пассажирских поездах есть несколько их вагонов. После того, как я ощутил высокое качество обслуживания простых граждан в компании «ТКС», стараюсь покупать билеты только в их вагоны.