5.3 Политика в области качества

Варианты формирования документа:


Для систем менеджмента качества (СМК) - один отдельный документ либо в составе РК.

  • Для интегрированных систем менеджмента (ИСМ) – один документ для всей ИСМ либо отдельные документы для каждой области менеджмента.

Значимость этого важного документа, на российских предприятиях, по моему мнению, традиционно недооценивается. Причин много. Основная причина, думаю – тотальный кризис недоверия в нашей стране со стороны наёмных работников к владельцам бизнеса. Аналогично – недоверие основной массы жителей страны к представителям властных структур. Оговорюсь: к счастью, я видел маленькие островки и в бизнесе, и в местном самоуправлении, когда это доверие выстраивается – в таких местах и дела идут лучше!

При составлении Политики, опираясь на русскоязычный текст ГОСТ Р ИСО 9001:2008, надо учесть, что в пункте 5.3 имеются существенные искажения смысла требований относительно оригинального англоязычного текста ISO 9001:2008. Эти искажения можно понять из таблицы сравнения текстов. Самое существенное содержится в подпункте а). Согласно англоязычному тексту Политика должна отражать «назначение» организации, её миссию, а не просто цель деятельности. Цель каждой коммерческой организации недвусмысленно прописана в её Уставе – это извлечение прибыли. Здесь же речь идёт о самоидентификации организации. Должно быть указано, что это за организация и чем она интересна обществу и, в частности, конкретному клиенту.

Оригинальный текст стандарта ISO 9001:2008 на английском языке

Как переведено в тексте ГОСТ Р ИСО 9001-2008

Неофициальный, но более адекватный перевод

5.3 Quality policy

Top management shall ensure that the quality policy

•  is appropriate to the purpose of the organization,

•  includes a commitment to comply with requirements and continually improve the effectiveness of the quality management system,

•  provides a framework for establishing and reviewing quality objectives,

•  is communicated and understood within the organization, and

•  is reviewed for continuing suitability.

5.3 Политика в области качества

Высшее руководство должно обеспечивать, чтобы политика в области качества:

•  соответствовала целям организации;

•  включала обязательство соответствовать требованиям и постоянно повышать результативность системы менеджмента качества;

•  создавала основы для постановки и анализа целей в области качества;

•  была доведена до сведения персонала организации и понятна ему;

•  анализировалась на постоянную пригодность.

5.3 Политика в области качества

Высшее руководство должно обеспечить, что политика в области качества:

•  соответствует назначению организации;

•  включает обязательство соответствовать требованиям и постоянно улучшать результативность системы менеджмента качества;

•  создает основу для установления и анализа целей в области качества;

•  доведена до персонала и понимаема внутри организации;

•  анализируется с цепью поддержания ее постоянной пригодности.

 

Пример неудачной Политики № 1 

Пример удачной Политики в области качества КСК Ржевский