6.1 Обеспечение ресурсами

Ресурсы — это все, что может быть использовано предприятием для достижения своих целей, удовлетворения собственных потребностей, а также потребностей внешних заинтересованных сторон.

В Интернете подробно описываются виды и структура ресурсов предприятия. У каждого предприятия есть материальные и нематериальные ресурсы.

Материальные ресурсы – это финансовые ресурсы (денежные средства, запасы, дебиторская задолженность, кредиты, инвестиции, ценные бумаги и т.п.) и производственные ресурсы (материалы, трудовые ресурсы, внутрипроизводственные работы и услуги, готовая продукция и т.д.)

Нематериальные ресурсы – это, к примеру, наличие и стоимость брэнда, Goodwill = деловая репутация и т.п.

Стандарты серии ISO 9000 предлагают рассмотреть вопрос ресурсов немного в другой плоскости.

Для результативного управления предприятием стандарт ISO 9001 требует управлять следующими видами ресурсов:

  • Персонал
  • Инфраструктура
  • Производственная среда (физические факторы, влияющие на продукцию, и психологические факторы, влияющие на персонал в процессе изготовления продукции).

Для эффективного управления предприятием стандарт ISO 9004 рекомендует управлять дополнительно ещё следующими видами ресурсов:

  • Финансовые ресурсы
  • Поставщики и партнеры
  • Знания
  • Природные ресурсы

Ещё важное уточнение. Стандарты серии ISO 9000 вместо понятия "управление = control" применяют понятие "менеджмент = management ), т.е. такое управление, которое приводит к улучшению ресурса. Например, менеджмент персонала означает не просто "приём – работа – увольнение" работников, а более сложный механизм, например: "приём – обучение – повышение требований – дальнейшее обучение". Это же касается всех других видов ресурсов.

6.1 Обеспечение ресурсами

Ответственность за обеспечение предприятия ресурсами несёт руководство предприятия.

Пункт 6.1, как и другие "первые" пункты каждого раздела Стандарта, предваряют то, о чём будет сказано в остальных пунктах этого раздела.

ГОСТ Р ИСО 9001-2008:

"Организация должна определить и обеспечивать ресурсы, требуемые:

  • для внедрения и поддержания в рабочем состоянии системы менеджмента качества, а также постоянного повышения ее результативности;
  • для повышения удовлетворенности потребителей путем выполнения их требований."