Система менеджмента качества. Консультирование по ISO 9001

Консультирование предприятий при разработке и внедрения системы менеджмента качества осуществляется на основе заключенного договора. В договоре закрепляется число рабочих дней, которое консультант проведёт на территории предприятия. Если это Москва и Подмосковье, то поездки могут быть по одному дню. Чем дальше от Москвы, тем длительнее становятся визиты, но уменьшается их частота – до одного визита в месяц или реже. Консультирование предприятий в процессе разработки и внедрения СМК осуществляется по Плану, который создаётся для каждого предприятия на весь период совместной работы. Этот План включает обучение ключевых сотрудников предприятия, а также будущих внутренних аудиторов СМК из числа работников предприятия по тематике систем менеджмента.

Консультирование осуществляется как во время посещений предприятия консультантом, а так и дистанционно с обменом информацией по телефону и электронной почте.

Ориентировочная длительность проектов от 9 до 15 месяцев для предприятий различного размера. Длительность проекта очень сильно зависит от степени вовлеченности в него персонала предприятия.

Стоимость проекта определяется по установившейся методике после беседы заказчика и консультанта. Определение трудоёмкости проекта для консультанта - это всегда очень рискованное дело. Но мне удалось наладить предсказуемость этой оценки. В основном, запланированное изначально число рабочих дней консультанта, распределённое на весь период проекта, совпадает с реальной потребностью. Но бывали проекты и с отклонениями: иногда предприятие - клиент быстро и успешно внедряет СМК, а иногда эта работа затягивается и число рабочих дней консультанта увеличивается по инициативе клиента. Такая гибкость предусмотрена в договоре. Для предприятия рисков нет, так как работа консультанта оплачивается не по предоплате, а после каждой встречи с клиентом - по факту.

В моей практике чаще встречаются предприятия, когда всё надо начинать "с нуля" - строить систему, что называется, "от печки", с азов. Но встречались и такие клиенты, у которых система уже создана, не хватало только чуть-чуть для общей системной организации. Тогда договариваемся с предприятием о разовых визитах консультанта.

Но бывало и так, что предприятие считает, что надо всего "чуть-чуть", а оказывается, что дел очень много. Как избежать таких рисков? - для этого на стадии переговоров обычно проводится личная встреча представителя руководства заказчика и консультанта. Это своего рода "диагностический аудит", но я предпочитаю делать так, чтобы клиент за это не платил - если, конечно, для этого не надо далеко лететь или ехать.

О стиле работы консультанта и о том, как происходит внедрение СМК, можно узнать "из первых рук" у предыдущих клиентов.